История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны. Флот во второй мировой войне Флоты мира во второй мировой войне

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ В 1939 ГОДУ

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора "Париж" и "Курбэ", три старых, но модернизированных в 1935-36 гг. линкора - "Бретань", "Прованс" и "Лоррэн", два новых линкора "Страсбур" и "Дюнкерк".

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса - "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса - "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д"Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д"Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Внушительны были и торпедные флотилии. Они насчитывали: 32 лидера - по шесть кораблей типов "Жагуар", "Гепар", "Эгль", "Вокелен", "Фантаск" и два типа "Могадор"; 26 эскадренных миноносцев - 12 типа "Бурраск" и 14 типа "Адруа", 12 миноносцев типа "Мельпомен".

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 г., т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца - "Жоффр" и "Пэнлеве" - но они достроены не были.

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

К этому списку следует добавить авизо, канонерки, тральщики, морские охотники, торпедные катера, суда снабжения. Последние призывались (реквизировались) при мобилизации .

Морская авиация слишком слабая, но растущая, состояла из 45 штурмовиков, 32 бомбардировщиков, 27 истребителей, 39 разведчиков, 46 торпедоносцев, 164 корректировщиков и др. Всего же было 159 летательных аппаратов корабельного базирования и 194 - берегового .

Ветераны французского флота вспоминают, что его личный состав был сплочен, дисциплинирован, обладал высокими моральными качествами и полностью предан нации.

Главнокомандующим ВМФ являлся адмирал Дарлан. С 1939 г. он был начальником Главного морского штаба . До него этот пост семь лет занимал адмирал Дюран-Вьель. Оба они были высококвалифицированными специалистами и стремились к обновлению флота после 1919 г. Дарлан имел ранг полного адмирала (пять звездочек на рукаве) - наивысший во французском флоте. Это был очень опытный, деятельный и решительный человек. Однако он не слишком вдавался в вопросы стратегии, плохо знал американский флот и недооценивал русский. Но он изменил свои взгляды в апреле 1940 г., и мы далее увидим как. На флоте он пользовался очень высоким авторитетом.

В сентябре 1939 г. структура флота выглядела следующим образом. Главнокомандующему адмиралу Дарлану подчинялись командующие военно-морскими силами на театрах военных действий, командующие силами открытого моря и префекты морских районов. Этих районов насчитывалось пять: Шербур, Брест, Лорьян, Тулон, Бизерта. Вице-адмирал Мишелье, начальник управления портов, заслужил свой авторитет, руководя интендантством, санитарной службой, кораблестроением и морской артиллерией.

Государственным министром флота являлся г-н Кампенши. Оперативными вопросами он не занимался, но участвовал в руководстве боевыми действиями в качестве члена "военного кабинета", куда входили: президент Республики , премьер-министр, министр национальной обороны (Даладье), министры флота, авиации (Ла Шамбр), колоний (Мандель), маршал Петэн, начальник национального штаба обороны (генерал Гамелен), три главкома - сухопутных сил (ген. Жорж), ВВС (ген. Вюйемен) и ВМФ (Дарлан), начальник штаба колониальных владений (ген. Бюрер). Начальником аппарата морского министра был вице-адмирал Гутон.

В аппарате Дарлана состояли контр-адмирал Ле Люк, капитан 1 ранга Офан и капитан 1 ранга Негадель. Военная миссия в Лондоне возглавлялась вице-адмиралом Одендалем; военно-морским атташе был капитан 1 ранга Ривуар.

В данном разделе изложена информация о качественном и численном составе военно-морских флотов государств, участвовавших в военных действиях Второй мировой войны. Кроме того, приведены данные о флотах некоторых стран, официально занимавших нейтральную позицию, однако фактически оказывавших содействие тем или другим участникам войны. Недостроенные или вступившие в строй после окончания войны корабли не учитывались. Не принимались во внимание и суда, использовавшиеся в военных целях, но находившиеся под гражданским флагом. Суда, переданные или полученные от одной страны другой (в т. ч. и по договорах ленд-лиза) в расчет не принимались, как не учитывались и трофейные или восстановленные корабли. В силу ряда причин, данные о погибших десантных и малых кораблях, а также катерах приведены по минимальных значениях и фактически могут быть значительно больше. Тоже касается и сверхмалых подводных лодок. При описании тактико-технических характеристик приводились данные по времени последней модернизации или перевооружения.

Характеризуя военные корабли как оружие войны на море, следует отметить, что целью такой войны являлась борьба за морские коммуникации, как средство для самых больших, массовых перевозок. Лишение противника возможности использовать море для транспорта, одновременно широко используя его в тех же целях и есть путь к победе в войне. Для завоевания и использования господства на море недостаточно только одного сильного военно-морского флота, для этого необходимы также большой торговый и транспортный флоты, удобно расположенные базы и государственное руководство, обладающее морским мышлением. Лишь совокупность всего этого обеспечивает морское могущество.

Для борьбы с военно-морским флотом приходится сосредоточивать все свои силы, для защиты же торгового судоходства — разделять их. Характер военных действий на море все время колеблется между этими двумя полюсами. Именно характер военных действий определяет потребность в тех или иных военных кораблях, в специфике их вооружения и тактике использования.

Осуществляя подготовку к войне, ведущие морские государства применяли разные военные морские доктрины, однако ни одна из них не оказалась эффективной, правильной. И уже в ходе войны с напряжением всех сил пришлось не только их корректировать, а кардинально изменять под планируемые военные действия.

Так, ВМФ Великобритании, базируясь на устаревших кораблях межвоенного периода, главный упор делал на крупные артиллерийские корабли. Военный флот Германия формировал массовый подводный флот. Королевский Итальянский флот строил скоростные легкие крейсера и эсминцы, а также малые подводные лодки с низкими техническими характеристиками. СССР пытаясь заменить царский флот, ускорено строил корабли всех классов устаревших образцов, опираясь на доктрину прибрежной обороны. Основу флота США составляли тяжелые артиллерийские корабли и устаревшие эсминцы. Франция усиливала свой флот легкими артиллерийскими кораблями с ограниченным запасом хода. В Японии строили линкоры и авианосцы.

Кардинальные изменения в структуре флотов произошли и с массовым внедрением радиолокаторов и гидролокаторов, а также развитием средств связи. Применение систем опознавания самолетов, управления артиллерийским и зенитным огнем, обнаружения подводных, надводных и воздушных целей, радиоразведка также изменили и тактику флотов. Ушли в небытие крупные морские сражения, а война с транспортным флотом стала приоритетом.

Развитие вооружений (появление новых типов палубных самолетов, неуправляемых ракет, новых видов торпед, мин, бомб и т.д.) позволили флотам проводить самостоятельные оперативные и тактические военные операции. Флот из вспомогательных сил сухопутных войск превращался в основную ударную силу. Авиация становилась эффективным средством как борьбы с флотом противника, так и защитой своего.

Рассматривая ход войны в увязке с техническим прогрессом, развитие флотов можно охарактеризовать следующим образом. В начальном этапе войны всевозрастающий германский подводный флот фактически блокировал морские коммуникации Великобритании и ее союзников. Для их защиты потребовалось значительное количество противолодочных кораблей, а их оснащение гидролокаторами, превратило подводные лодки из охотников в мишени. Необходимость защиты крупных надводных кораблей, конвоев и обеспечение проведения будущих наступательных операций потребовали массового строительства авианосцев. Этим характеризуется средний этап войны. На заключительном этапе для проведения массовых десантных операций как в Европе, так и на Тихом океане возникла острая необходимость в высадочных средствах и судах обеспечения.

Все эти задачи смогли решить только США, чья мощная экономика за годы войны превратила союзников в должников на долгие годы, а страну в сверхгосударство. При этом следует отметить, что поставки кораблей по договорам ленд-лиза происходили в рамках перевооружения США, т.е. союзникам передавались устаревшие суда, с низкими ТТХ или без надлежащего оборудования. Это в равной мере касалось всех получателей помощи, в т.ч. и СССР, и Великобритании.

Необходимо упомянуть и то, что как крупные корабли США, так и малые отличались от судов всех других стран наличием комфортных условий жизнеобеспечения экипажей. Если в других странах при строительстве кораблей приоритет отдавался количеству вооружения, боеприпасов, запасам топлива, то американские флотоводцы комфорт экипажа ставили в один ряд с требованиями к боевым качествам судна.


(без переданных/полученных)

Продолжение таблицы

Совокупное количество военных флотов 42 стран (обладающих военными флотами или хотя бы одним кораблем), принимавших участие во Второй мировой войне составляло 16,3 тыс. кораблей, из которых погибло по не полным данным не менее 2,6 тыс. Кроме того, в состав флотов входило 55,3 тыс. малых кораблей, катеров и десантных судов, а также 2,5 тысячи подводных лодок, без учета сверхмалых субмарин.

Пятерку стран, имеющих самые крупные флоты составляли: США, Великобритания, СССР, Германия и Япония, которые имели 90% боевых кораблей от общей численности, 85% подводных лодок и 99% малых и десантных судов.

Обладающие большими флотами Италия и Франция, а также более мелкими Норвегия и Нидерланды не смогли эффективно распорядиться своими кораблями, затопив их часть и став основными поставщиками трофеев противнику.

Определить значимость видов кораблей в военных действиях возможно лишь с учетом этапов войны. Так на начальной стадии войны главенствующую роль играли подводные лодки, блокирующие коммуникации противника. В средней стадии войны основную роль играли эсминцы и противолодочные корабли, которые подавили подводные флоты противников. В завершающей стадии войны на первое место вышли авианосцы с кораблями обеспечения и десантные корабли.

В период войны было потоплено торговый флот тоннажем 34,4 млн. т. При этом на долю подводных лодок приходилось 64%, авиации – 11%, надводных кораблей – 6 %, мин – 5%.

Из общего количества потопленных боевых кораблей флотов примерно 45% заслуги авиации, 30% — подводных лодок, 19% — доля надводных кораблей.

Греческий торговый флот (греч. Ελληνικός Εμπορικός Στόλος ) был участником Второй мировой войны, наряду с ВМФ Греции. Торговый флот стал участником войны примерно за год до вступления Греции в войну и продолжил своё участие в войне после освобождения Греции (октябрь 1944), на протяжение ещё 11 месяцев.

Профессор истории Илиас Илиопулос отмечает, что участие греческого торгового флота в войне отвечает тезису американского военно-морского теоретика, контр-адмирала Альфреда Мэхэна , что морская мощь нации является суммой военно-морского и торгового флотов. Илиопулос отмечает, что и в древности «великое государство моря» Афин (Фукидид) являлось суммой потенциалов афинского военного и торгового флота и что Афины располагали тогда около 600 торговыми судами .

Предыстория

По самой скромной оценке, накануне Второй мировой войны греческий торговый флот был девятым в мире по тоннажу и насчитывал 577 пароходов. Учитывая тот факт, что в десятке были страны оси - Германия, Италия и Япония - а также флот оккупированной Франции (смотри Режим Виши), значение греческого торгового флота для антифашисткой коалиции было более чем существенным . Профессор И. Илиопулос пишет, что греческий торговый флот располагал 541 пароходами под греческим флагом, общей вместимостью в 1 666 859 БРТ и 124 пароходами под иностранными флагами, вместимостью в 454 318 БРТ. Согласно Илиопулосу, греческий торговый флот находился на четвёртом месте в мире, а греческий сухогрузный флот на втором .

Исследователь Димитрис Галон, основываясь на немецких источниках, пишет что в 1938 году, за год до начала Второй мировой войны, греческий торговый флот находился на третьем месте в мире, после Англии и Норвегии, располагая 638 судами, общей вместимостью 1,9 миллионов БРТ. 96 % всех судов греческого торгового флота были сухогрузами .

По оценке контр-адмирала Сотириоса Григориадиса, греческий торговый флот располагал до войны 600 океанскими пароходами и 700 моторными средиземноморскими судами. 90 % океанских пароходов были сухогрузами. Григориадис подтвержает, что греческий довоенный флот был впереди флотов Швеции, Советского Союза, Канады Дании и Испании, но отмечает что греческий флот не превышал 3 % от мирового флота, в то время как первый тогда флот в мире, британский, в 1939 году располагал 26,11 % тоннажа мирового флота. Однако за несколько месяцев войны обстановка на море для Британии резко обострилась. К середине 1940 года ВМФ Британии располагал топливом только на 2 месяца. Уже к сентябрю 1941 года торговый флот Британии потерял 25 % своих судов. В этой связи, греческий торговый флот приобрёл для союзников, и в особенности для Британии, огромное значение .

Подписанное в январе 1940 года с правительством нейтральной тогда Греции Военного торгового соглашения (War Trade Agreement), при поддержке греческих судовладельцев и профсоюза греческих моряков, по сути передавало один из крупнейших флотов мира в распоряжение британского правительства и исключало перевозку греческими судами грузов стран Оси .

Прелюдия мировой войны

Как следствие, греческие добровольцы в Испании принадлежали в основном к 3 группам: морякам греческого торгового флота - грекам проживающим в эмиграции - грекам острова Кипр , находившимся под британским контролем. Греческие торговые моряки составили значительную часть состава Греческой роты интербригад имени Ригаса Фереоса .

Кроме отправки добровольцев, основной задачей Профсоюза моряков Греции, с центром в Марселе, во главе с Камбуроглу, расстрелянного позже немцами во Франции, стало бесперебойное снабжение республиканцев. Из-за угрозы подводных лодок, грузы чаще доставлялись в порты Алжира , откуда доставлялись на каиках в Испанию. На последнем плече большинство греческих моряков были вооружены :191 . Многие моряки вступали добровольцами в республиканскую армию сразу по прибытии в Испанию. Другие, такие как офицеры Папазоглу и Гомер Серафимидис, вступали в республиканский военно-морской флот :210 .

Значительным вкладом греческих моряков был отказ работать на судах перевозящих грузы для Франко, в отличие от судов перевозящих грузы из СССР, несмотря на то что последние находились постоянно под угрозой итальянских подлодок и немецкой и итальянской авиации :219 .

Начало Второй мировой войны и профсоюз моряков

С началом Мировой войны, находившийся в Марселе прокоммунистический Союз моряков Греции (ΝΕΕ, в 1943 году был реорганизован в Федерацию греческих организаций моряков, ΟΕΝΟ), не забывая о «классовой борьбе», дал установку «Держать корабли на ходу» .

После капитуляции Франции, руководство профсоюза греческих моряков перебралось в Нью-Йорк .

Период с начала Второй мировой войны (1 сентября 1939 года) до начала греко-итальянской войны (28 октября 1940 года)

В этот период многие греческие торговые суда, зафрахтованные союзниками, были потоплены в Атлантике, в основном немецкими подводными лодками. Некоторые греческие суда были конфискованы в портах, находившихся под контролем сил Оси и их союзников. Общие потери греческого торгового флота в этот, первый, период войны достигли 368 621 БРТ .

Уже в первый месяц войны, командиры немецких подводных лодок получили 30 сентября 1939 года следующее указание: «…поскольку греки продали или отдали во фрахт англичанам большое количество (торговых) судов, греческие суда должны считаться вражескими…. При атаке подлодки должны оставаться невидимыми….» . Однако в тот период некоторые командиры немецких подводных лодок ещё соблюдали морскую этику.

Мемориал немецкой подлодке U-35 в Вентри, Ирландия

Греческий пароход «Иоанна» (950 БРТ) был остановлен 1 июня 1940 года немецкой подлодкой U-37 , в 180 милях от испанского порта Виго . Экипажу было приказано покинуть пароход, который затем был потоплен . Капитан Василиос Ласкос , сам бывший подводник и погибший в 1942 году командуя греческой подлодкой «Кацонис (Υ-1) », вместе со своим экипажем, 3 дня шёл на шлюпках в штормовом море, пока не был подобран рыбаками. Ласкос и его экипаж направились в Лиссабон , где уже образовалась колония 500 греческих торговых моряков, чьи суда были потоплены немецкими подводными лодками. Все они были посажены на греческий торговый пароход «Аттика» и доставлены в Грецию.

Аналогичный случай описывает в своей книге старший механик греческого парохода «Адамастос», Константин Домврос. Пароход был остановлен 1 июля 1940 года в Северной Атлантике немецкой подлодкой U-14 . Пароход был потоплен. Экипаж был оставлен в шлюпках в 500 милях от суши, но не был расстрелян .

Со временем подобных случаев становилось всё меньше и потопление греческих торговых судов сопровождалось гибелью их экипажей.

Этот период отмечен также участием греческих торговых судов в Дюнкеркской эвакуации . Одной из греческих потерь в ходе эвакуации, стал пароход «Галаксиас» (4393 БРТ), потопленный немецкой авиацией во французском порту Дьеп в начале операции . Участие греческих торговых судов в Дюнкерской эвакуации нашло своё место в мемуарах Черчилля .

Период с начала греко-итальянской войны (28 октября 1940 года) до начала немецкого вторжения в Грецию (6 апреля 1941 года)

Из 47 мобилизованных пассажирских судов, 3 были переоборудованы в плавучие госпитали («Аттика», «Эллинис» и «Сократис»). Как госпитали использовались также грузопассажирские «Поликос», «Андрос», «Иония» и «Мосханти» (последние 2 без опознавательных знаков Красного креста .

В этот период потери греческого торгового флота, в основном, были результатом деятельности ВМФ Италии (Regia Marina Italiana). Это были грузовые пароходы и моторные суда, мобилизованные греческим правительством и использовавшиеся в качестве транспортов. В число потерь также вошли греческие суда, конфискованные в итальянских портах, сразу после отклонения греческим правительством итальянского ультиматума и начала войны. Общие потери этого периода, включая и продолжающиеся потери греческого торгового флота в Атлантике, достигли 135 162 БРТ .

Период с начала немецкого вторжения (6 апреля 1941 года) до полной оккупации Греции (31 мая 1941 года)

Греческий грузо-пассажирский пароход Андрос. Использовался в качестве плавучего госпиталя. Потоплен немецкой авиацией 25.4.1941 года.

В октябре 1940 года греческая армия отразила нападение Италии и перенесла военные действия на территорию Албании. Это была первая победа стран антифашистской коалиции против сил Оси. Итальянское весеннее наступление 9 - 15 марта 1941 года в Албании показало, что итальянская армия не могла изменить ход событий, что делало вмешательство Германии для спасения своего союзника неизбежным.

По просьбе греческого правительства, до конца марта 1941 года, Великобритания послала в Грецию 40 тысяч своих солдат. При этом англичане заняли вторую линию обороны по реке Алиакмон, вдали от линии фронта в Албании и потенциального театра военных действий на греко-болгарской границе .

Немецкое вторжение, из союзной немцам Болгарии, началось 6 апреля 1941 года. Немцы не смогли сходу прорвать линию греческой обороны на греко-болгарской границе, но прошли к македонской столице, городу Фессалоники , через территорию Югославии. Группа дивизий Восточной Македонии была отсечена от основных сил греческой армии, сражавшихся против итальянцев в Албании. Немецкие войска вышли в тыл греческой армии в Албании. Дорога на Афины была открытой для немецких дивизий.

Наряду с потерями ВМФ Греции, потерявшего в этот период 25 кораблей, потери греческого торгового флота, в течение месяца, достигли 220 581 БРТ, что составляло 18 % его потенциала . Все потери, как ВМФ Греции, так и греческого торгового флота, были результатом деятельности Люфтваффе .

Среди прочих судов, самолёты Люфтваффе потопили плавучие госпитали, невзирая на знаки Красного креста и их полное освещение ночью («Аттика» 11 апреля 1941 года, «Эсперос» 21 апреля, «Эллинис» 21 апреля, «Сократис» 21 апреля , «Поликос» 25 апреля и «Андрос» 25 апреля .

Основной целью немецких самолётов был Пирей (9 потопленных судов), другие греческие порты, но и вся акватория Эгейского моря (88 потопленных судов) была зоной непрестанных атак немецких самолётов на военные корабли и торговые суда.

Потери греческого торгового флота связанные с сражением за Крит (17 потопленных судов) достигли 39 700 БРТ .

Большое число греческих торговых судов, с греческими воинскими частями и беженцами, а также английскими, австралийскими и ново-зеландскими частями, последовало за кораблями греческого ВМФ в Египет и Палестину .

Период от начала оккупации (31.5.1941) и до завершения Второй мировой войны (15.8.1945)

Греческий пароход Калипсо Верготи Потоплен немецкой подлодкой 29.6.1941 года в Атлантике.

В этот период греческий торговый флот потерял бόльшую часть своего потенциала. Греческие торговые суда были потоплены силами Оси на всех широтах и долготах земного шара. Большое число греческих судов, конфискованных немцами и итальянцами, были потоплены союзниками. В число потерь этого периода включаются также греческие суда, конфискованные японцами в портах Японии и Китая. Общие потери греческого торгового флота в этот период составили 535 280 БРТ .

Среди многочисленных героических актов греческих торговых моряков этого периода два отмечены в ходе поддержки британских войск в Северной Африке.

2 Февраля 1943 года греческое торговое судно «Николаос Г Кулукундис» (капитан Г. Паноргиос), невзирая на обстрел итальянских и германских самолётов и кораблей, сумело доставить в Ливию груз бензина для 8-й британской армии. Британский премьер-министр Черчиль посетил борт судна 4 февраля, чтобы лично выразить свою признательность экипажу.

Аналогичный акт греческого судна «Элпис» (капитан Н. Кувалиас) получил официальную признательность короля Англии .

В этот период греческие торговые суда принимали участие в конвоях на Англию и Мурманск , что отражено в мемуарах Черчилля .

Наряду с греческими корветами «Томбазис » и «Криезис » , в союзной высадке в Нормандии приняли и суда греческого торгового флота. Пароходы «Агиос Спиридон» (капитан Г. Самотракис) и «Георгиос П.» (капитан Д. Парисис) были затоплены экипажами на мелководье, для создания волнолома. Пароходы «Америка» (капитан С. Феофилатос) и «Эллас» (капитан Г. Триливас) продолжали доставлять войска и грузы на побережье Нормандии.

Следует отметить, что экипажи на суда подлежащие затоплению были набраны из добровольцев, после обращению к двум секретарям профсоюза греческих моряков, одним из которых был коммунист Антонис Абатиелос .

Одной из потерь последних лет войны был пароход «Пилевс » (4965 БРТ), торпедированный немецкой подлодкой U-852 13 марта 1944 года у берегов Западной Африки. За убийство после торпедирования греческих моряков, экипаж U-852, после войны, предстал перед судом .

К концу войны число греческих торговых судов потопленных немецкими подводными лодками достигло 124 .

Потери

В общей сложности, за годы войны греческий торговый флот потерял 486 судов, суммарной вместимости 1 400 000 БРТ, что составляло 72 % его потенциала. Около половины этих потерь приходились на первые 2 года войны. Для сравнения, британский флот потерял 63 % своего потенциала. На фоне общих союзных потерь достигших 4834 судов и суммарных 19 700 000 БРТ, греческие потери выглядят особенно высокими. Из 19 000 греческих торговых моряков, служивших на торговых судах в годы войны, 4000 моряков погибли, в основном в результате торпедирования их судов. 2500 моряков остались инвалидами. 200 моряков, переживших потопление своих судов или плен, получили серьёзный или непоправимый ущерб их психическому здоровью .

Греческий торговый флот после войны

Судно-музей Hellas Liberty в июне 2010 года

Ещё в ходе войны (1944) и по запросу эмиграционного греческого правительства, правительство США предоставило 15 судов типа «Либерти» греческим судовладельцам М. Кулукундису К. Лемосу и Н. Ретимнису .

В знак признания огромного вклада греческого торгового флота в победу союзников и понесённых им потерь, по окончанию войны, правительство США предоставило греческим судовладельцам, потерявшим свои суда в Атлантике, 100 «Либерти» на льготных условиях. Каждое из этих 100 судов было предложено за 650 000 $, с 25 % предоплатой и 17-летним кредитом с процентами, под гарантии Греческого правительства. В последующие годы, но уже на текущих коммерческих условиях, греческими судовладельцами были приобретены ещё 700 «Либерти».

Если по изначальной идее «Либерти» строились как «суда на пять лет» и их массовый слом пришёлся на 1960-е годы , то греческие судовладельцы эксплуатировали эти суда ещё два десятилетия. Последнее «Либерти» греческих судовладельцев было списано в 1985 году. В определённой степени «Либерти» послужили отправной точкой послевоенного взлёта греческого торгового флота (под греческим и другими флагами), прочно «удерживающего свою лидирующую позицию в мировом торговом флоте» по сегодняшний день .

В знак признания вклада «Либерти» во взлёте греческого торгового флота, в 2009 году, одно из последних в мире «Либерти» было переоборудовано в судно музей «Hellas Liberty » и поставлено к месту постоянной стоянки в греческом порту Пирей .

Профсоюз греческих моряков после войны

С поражением Демократической армии, многие торговые моряки оказались в эмиграции в странах Восточной Европы и в СССР. Антонис Абатиелос , один из двух секретарей профсоюза отмеченный историографией в высадке в Нормандии, был осуждён в 1947 году к смерти, за организацию забастовки в военное время. Исполнение приговора было отменено, благодаря известности Абатиелоса в всемирном профсоюзном движении и усилиями его жены, англичанки леди Бетти Абатиелу . Абатиелос был освобождён только через 16 лет, в 1963 году .

Один из самых известных офицеров торгового флота, Димитрис Татакис , был замучен в январе 1949 года в концлагере на острове Макронисос .

Ветераны греческого торгового флота отмечают, что «первый флот в мире» обязан своему взлёту не только и не столько греческим судовладельцам, сколько труду и жертвам греческих моряков, как в годы войны, так и в послевоенные годы .

Интересные факты в честь Дня ВМФ РФ

Отправить

Каждое последнее воскресенье июля отмечается День Военно-Морского Флота РФ. В этот день свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей России, все те, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны. В честь этого праздника мы, совместно с компанией Wargaming, собрали немного интересной информации о флоте времен Второй Мировой Войны.

ВМФ СССР и трофеи Второй Мировой войны

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием не только для советского флота, но и для судостроительной промышленности СССР. Флот нес потери, которые восполнялись с большим трудом, так как важнейшие центры кораблестроения были либо потеряны, либо в значительной мере разрушены.

По окончании войны, как держава-победительница, Советский Союз принял участие в разделе ВМС стран Оси. По репарациям СССР достались десятки вполне боеспособных кораблей. Так, списки ВМФ пополнили бывший итальянский линкор, два крейсера им больше полутора десятков эсминцев и миноносцев. Кроме этого был захвачен ряд тяжело поврежденных или разоруженных кораблей, в ом числе два немецки тяжелых крейсера и несколько японских эсминцев и миноносцев. И хотя все эти корабли не могли считаться полноценным пополнением ударной мощи флота. советским морякам и инженерам они дали бесценную возможность познакомиться со многими достижениями иностранной судостроительной промышленности.

Раздел и уничтожение кораблей Кригсмарине

За годы Второй мировой войны флот Германии понёс огромные потери, и тем не менее на момент капитуляции он всё ещё представлял собой внушительную силу — свыше 600 боевых кораблей и около 1500 вспомогательных судов.

После завершения военных действий союзники решили разделить оставшиеся боеспособные корабли Кригсмарине между тремя основными державами-победительницами: СССР, Великобританией и США. Для всех трёх главной целью было, конечно, не пополнение своих ВМС, а возможность изучить немецкие технологии в области вооружения и кораблестроения. А большую часть некогда сеявшего ужас на морских просторах немецкого подводного флота должны были и вовсе уничтожить: затоплению подлежало 165 субмарин. В конечном итоге между союзниками было разделено 452боевых корабля, в том числе 2 крейсера, 25 эсминцев и миноносцев, и 30 подводных лодок.

Британский флот в начале и в конце Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны владения Британской империи раскинулись по всему миру. Метрополия, расположенная на отнюдь не изобилующем ресурсами острове, должна была содержать большой флот для защиты своих коммуникаций с колониями, поэтому особенностью состава британских ВМС были многочисленные крейсеры с большой дальностью плавания.

Вторая мировая и шесть лет войны на море заметно изменили Королевский флот. Лишь ценой колоссального напряжения промышленности Великобритании удалось удержать на довоенном уровне численный состав крейсеров, а былая гордость «Владычицы морей» — линкоры — увы, затерялись среди остальных классов кораблей. Количество эсминцев — «рабочих лошадок» войны — выросло в полтора раза, несмотря на огромные их потери. Подводные лодки также доказали свою эффективность и заняли значимое место в составе флота.

Но на первый план выступило новое оружие войны на море — авианосцы. Британское правительство в полной мере осознало их роль: за 1939-1945 годы количество авианесущих кораблей увеличилось в восемь раз, едва не превысив число крейсеров.

ВМС США в начале и конце Второй мировой войны

К моменту вступления во Вторую мировую войну США уже опередили Великобританию по числу линкоров, которые всё ещё считались воплощением могущества любой мировой державы. При этом прагматичные американцы понимали и ценность подводных лодок — оружия относительно дешёвого и эффективного.

За неполные четыре года войны флот США вырос в несколько раз, вплотную приблизившись к тому, чтобы по числу линкоров опередить все остальные страны, вместе взятые. Однако бронированные гиганты к тому времени уже уступили первенство на международной арене: масштабы военных действий на океанских просторах потребовали «универсальных бойцов», и абсолютное число крейсеров и эсминцев резко увеличилось. Впрочем, при сравнении относительного «веса» среди основных классов кораблей и эсминцы, и крейсера лишь сохранили свои позиции. Самой же грозной силой на море стали авианосцы, занявшие главенствующее место в составе ВМС. К 1945 году США не имели себе равных по их количеству во всём мире.

Не забудьте поздравить знакомых моряков и всех причастных!